Беглое чтение или скорочтение? С чего начать?

«Чтение- вот лучшее учение» -эти слова А.С. Пушкина были действительно актуальны в … прошлом веке . Старшее поколение, к которому отношусь и я ,с грустью и в то же время с гордостью вспоминают ,что чтение занимало большую часть свободного времени и детей, и взрослых.

Не было таких прекрасно иллюстрированных книг, но читалось буквально все: журналы, книги, газеты. В библиотеке можно было безошибочно отыскать интересную книгу: она была зачитана буквально до дыр. Было счастьем подписаться на какое-либо издание журнала или книги. Сама до сих пор храню и перечитываю «Роман- газету»…

Время вносит свои коррективы. Книга теперь не является единственным источником информации, захлестнувшей нас своим объемом ,многообразием, быстротой подачи. И волей-неволей встал вопрос о необходимости быстрого восприятия информации и ее осваивания т.е. скорочтения. Но, к сожалению,не каждый школьник, а затем и взрослый готов к этому.

И получается замкнутый круг: не имея навыка быстрого чтения, ребенок чувствует, что поиск информации из книг происходит гораздо медленнее, чем получение готовой информации из интернета. Не научившись читать бегло, школьник теряет интерес к книге и чтение книг уходит на второй план , в основном, по заданию учителя.

Но ведь книга имеет и большое, ничем не заменимое, воспитательное значение. Много тому примеров, как вовремя прочитанная книга, помогала детям становиться храбрыми, целеустремленными, ответственными; воспитывала на примерах героев книг всему лучшему, к чему должен стремиться человек.

Много таких нужных, замечательных книг так и остаются непрочитанными. И одна из причин - неумение бегло читать и усваивать прочитанное.

Как заинтересовать детей в школе

Именно в начальной школе так важно развитие интереса к чтению, работа над техникой чтения. Учителя начальный классов на уроках чтения применяют много приемов для достижения этих целей. Но очень важно поддерживать интерес в послеурочное время.

Режим работы группы продленного дня позволяет продолжить эту работу. В своей практике я применяла следующие приемы:

  • оформление читательского уголка с высказываниями известных людей прошлого и настоящего о пользе чтения;
  • прочтение книги всем классом и дальнейшее проведение читательской конференции,
  • викторины, конкурсы рисунков, драматизация отрывков и т.д.

Дети постепенно вовлекались в интересный процесс. На видном месте оформлялся стенд «Как мы читаем»   На кругах желтого цвета по количеству детей записаны фамилии, к ним прикреплялись лепестки с названиями прочитанных книг. Таким образом, дети стремились, чтобы побыстрее ромашки расцвели.

Правда, здесь может подстерегать опасность формального прочтения ради цели, важно, чтобы воспитатель обязательно удостоверился, в том ,что чтение книги было внимательным. Ко дню рождения каждому ученику вручалась книга из серии «Школьная библиотека». По прочтении книгами обменивались; затем дети составляли вопросы к викторине. Совместная работа с библиотеками …

Это все давало свои результаты: полюбив книгу, процесс чтения , дети овладевали навыком беглого чтения. И вот как необходимое продолжение будет уместно заняться скорочтением.

Цель скорочтения – научить воспринимать образ слова, догадываться и достраивать фразы. И это возможно только послу умения читать бегло и осмысленно. В то же время можно и нужно использовать некоторые упражнения, которые подготовят ребенка к навыку скорочтения.

Как помочь ребенку дома

По праву настольной книгой по обучению навыкам скорочтения может стать книга С.Г. Зотова «Повышение скорости чтение» . В этой книге – рабочей тетради собраны все необходимые материалы, которые позволят полноценно заниматься с ребенком.

zotov

  • Упражнения с таблицами слогов и слов

Для тренировки используются три способа их прочтения: способ «Прятки», «Титры», «Скороговорки». Данные упражнения являются базовыми и наиболее эффективными.

Способ «Прятки»

Scan-141106-0002

Способ «Титры»

Scan-141106-0002

Способ «Скорочтение»

А вот сами таблицы их очень много и идут они от простого к сложному:

Scan-141106-0005Scan-141106-0003

  • Упражнения на внимание и концентрацию внимания

Scan-141106-0006

Scan-141106-0013

Scan-141106-0008

Scan-141106-0004

  • Упражнения на расширение угла зрения

Scan-141106-0007 Scan-141106-0009

Кстати, все эти упражнения можно находить в Play Market и устанавливать на телефоне или планшете это понравится вашим детям.

В процессе работы в этой тетради по данной методике в результате у ребенка появятся:

  • положительный настрой к обучению
  • стремление преодолевать школьные трудности
  • желание делиться с вами радостями и достижениями
  • интерес к чтению

Желаю вам терпения и огромного удовлетворения от достигнутых результатов!!!

Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях:

Давайте дружить:

Нет меток к этой записи

Беглое чтение или скорочтение? С чего начать?: Один комментарий

  1. Мария

    Здравствуйте! Отслеживая динамику беглого чтения (учащихся первого выпуска) я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается . Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Под техникой чтения понимается узнавать написанные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *