Ребенок в «Продленке»

«Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Эти мудрые слова я считаю девизом своей работы. Возможности группы продленного дня для раскрытия творческих способностей детей поистине большие: воспитатель не «скован» рамками урока, дети не испытывают страха получить неудовлетворительную оценку…Да и формы работы в группе продленного дня самые разнообразные: это не только самоподготовка, но и всевозможные виды творческой деятельности во время часов досуга, занятий по интересам, экскурсий, подготовки и проведения праздников – каждый может найти себе занятие по душе.

Очень важно именно вдохновить ребенка, чтобы он поверил в свои возможности, в то, что в него действительно верят - вызвать интерес с целью проявления способностей. Поэтому нужно создать в группе такую эмоционально- психологическую обстановку, настрой, чтобы дети имели возможность применения своих особых талантов, возможно пока нераскрытых. Обязанность воспитателя так организовать работу , чтобы каждому ребенку было комфортно, спокойно, интересно. Большую помощь в работе может оказать тесный контакт с психологом, социальным педагогом школы..

Все режимные моменты в ГПД способствуют развитию творчества.-и прогулка, и самоподготовка. Но особо значимую роль имеет досуговая деятельность . Вот где могут проявить себя дети разные по характеру, по своим возможностям и способностям. Это время и возможность раскрытия талантов. Все содержание организации досуга строится с учетом интересов ребят. Здесь больше простора для проявления инициативы, самостоятельности, самореализации. Очень важно, чтобы у каждого ребенка действительно была возможность проявить свою индивидуальность. Многое здесь зависит от педагога.

Прогулка, пожалуй, самое любимый режимный момент в «продленке». Это и время для общений и для игр.

«Игра для детей, по мнению Е.М. Минскина, важное средство самовыражения, проба сил.» На второй план отодвигается успеваемость как значимый элемент для самовыражения ребенка. Ловкость, находчивость, организаторские способности, характер- вот что выдвигается на первый план. В игре мне удается увидеть ребенка поистине настоящим.

Время вносит свои коррективы. Почти невозможно увидеть детей, играющих в лапту, даже на улице многие стремятся играть в «телефон». Приходится приложить немало усилий, чтобы завлечь детей в подвижную игру. Когда я стала обучать детей подвижным играм моего детства, кто- то из ребят по своей инициативе расспросил свою бабушку, в какие игры играла она. После моего одобрения еще несколько ребят подключились к опросу. Так возникла идея проведения фестиваля подвижных игр. Дети должны были ознакомить с правилами игры, а ребята выбирали особо понравившуюся игру. Подвижная игра - ежедневная часть прогулки.

Детям очень нравятся геометрические и цифровые головоломки. Головоломки требуют большого умственного напряжения. Например, игра «Магический квадрат». Из семи деталей этой игры можно сложить до 1600 различных фигур. В целях постепенного включения квадрат вначале разбивается только на 5 частей. Особенное удовольствие доставляет детям, когда фигура уже сложена, угадать, что получилось. Их фантазия не знает границ. Как вариант изготовлена игра «Магическое яйцо». Наряду с другими фигурами в этой игре можно собрать до 40 видов птиц. Эта геометрическая головоломка требует одновременно применения и знаний и фантазии. В предлагаемых силуэтах птиц отражены типичные признаки, например, длинная шея у лебедя, гребешок у петуха, клюв с мешком у пеликана…

Творчество детей в играх-драматизациях направлено на создание игровой ситуации.

Участие в подготовке к постановке сказки позволяет охватить общей деятельностью детей всей группы на длительный период. Распределение ролей, работа над ролью, костюмами, декорациями очень захватывает ребят. Они с большим удовольствием и очень серьезно готовятся к постановке спектакля. Одним из положительных моментов занятия театральной деятельностью является участие родителей. Родители охотно откликаются

На мою просьбу сшить костюмы, помочь ребенку выучить слова и являются самыми внимательными зрителями. Работа над спектаклем развивает произвольное внимание, память наблюдательность, находчивость, фантазию, развивается воображение и в конечном итоге помогает самореализации ребенка, готовит к дальнейшему творчеству.

Задания творческого характера предлагаются всем детям, а не только тем, кто уже сумел проявить свою неординарность.

  • «Осенние фантазии». Сколько выдумки, смекалки, фантазии проявлено в этом конкурсе!Обыкновенный природный материал : овощи, фрукты, листья, ягоды – превращаются в сказочных персонажей.Нет ни одной похожей друг на друга работы.

Этот конкурс важен еще и тем, что он сближает близких людей: вся семья принимает участие. В группе мы, прежде чем выставить работы на школьный конкурс- устраивали небольшую презентации. Автор работы рассказывал, как называется его работа, какой материал использовался, кем выращен, каково участие самого ребенка. Какие чувства испытывал ребенок работая над композицией. Проводились выборы самой понравившейся поделки. Выставка была приурочена ко Дню пожилых людей.

  • Издание книжек-малышек. Любимый вид занятия в свободное время. Можно только удивляться фантазии и выдумке детей. Особенностью этого вида творчества является сочетание изодеятельности, проявляющееся в оформительстве, и сочинительстве. С удовольствием дети дарят свои книжки близким и друзьям. Кажется, в то же время, им немного жаль расставаться с этими книжками.
  • Участие детей в постановке сказок – любимое занятие в группе. Каждый хочет получить роль, относится к этому виду деятельности очень ответственно. Как правило дети очень быстро разучивают слова, с воодушевлением обсуждают детали костюма. Дети поистине открываются, светятся их глаза, когда они выступают на сцене. Даже самые застенчивые словно сбрасывают с себя груз. Я не скуплюсь на похвалу: даже маленький удачно сыгранный эпизод, интонация, жест – все получает одобрение и похвалу. Ребенок начинает верить в свои силы, в свой талант. И постепенно эта вера закрепляется, ребенку

хочется еще большего участия, он ищет, где бы еще можно попробовать свои силы. Одноклассники, привыкшие видеть тихоню, молчуна, начинают тоже по-другому смотреть на своего друга: и они начинают привыкать к тому, что их одноклассник талантлив. Именно такое развитие я наблюдала у моих воспитанников

« Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

 

                                                                                      В.А Сухомлинский «О воспитании»

Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях:

Давайте дружить:

Нет меток к этой записи

Ребенок в «Продленке»: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *